Украинские врачи сегодня могут назначить пациенту все, что им вздумается – ведь за лекарства платит пациент (собственно, как и врачи других постсоветских стран, где нет развитой страховой медицины). Отсутствие контроля серьезного лечебных назначений, реклама лекарств и промоционная активность фармкомпаний способствуют тому, что назначаются лекарства подороже, «поновее» и «побольше». Уровень знаний фармакологии студентами и врачами тоже часто оставляет желать лучшего. А проблемы пациента так и остаются только проблемами пациента, ведь все здравоохранение давно превратилось в «выкачку денег». К сожалению, нередко случается так, что врач назначает то, что нужно ему или не совсем нужно больному. И причина не всегда в корыстных интересах, нередко доктор может считать, что все делает для блага пациента. И думает так врач благодаря определенной работе фармкомпаний. Что же влияет на сознание и мнение врача и как быть пациенту? Попробуем перечислить основные причины и разобраться как сделать лучше для пациента.
Разделим, влияющие на выбор врачами лекарства причины на несколько групп.
Заинтересованность в результате лечения.
Уровень знаний врача.
Учет материальных возможностей пациента и цены лекарств.
Желание «не иметь проблем».
Желание «перестраховаться».
Осведомленность о лекарствах и их наличии.
Личное отношение к лекарству.
Материальная заинтересованность.
Влияние рекламы и промоции фармкомпаний.
Последний фактор можно поставить в начале списка, он и является определяющим. И хотя медики отрицают его влияние и красиво рассуждают о пользе для пациента и «гуманности» их профессии – самый поверхностный анализ рынка лекарств и активности фармацевтов показывает, что вложенные в рекламу огромные деньги тратятся с пользой для производителей и продавцов лекарств. Взглянув на лидеров рейтинга лекарств среди рецептурных препаратов можно понять, что польза от лечения часто может быть сомнительной – ведь в топ-20 есть немало лекарств с недоказанной эффективностью, не используемых в большинстве стран, а иногда и вовсе запрещенных в странах с высоким уровнем жизни. Рассмотрим детальней причины, заставляющие нас покупать дорогие , а иногда и ненужные лекарства.
Уровень знаний врача. Большинство врачей демонстрируют показную уверенность в своем мнении, но реально большинство – это «троечники» иногда по несколько раз пересдававшие экзамены, в том числе и фармакологию. Реально большинство врачей не знают, как правильно выбрать эффективное и недорогое лекарство, даже если речь идет о лечении самого врача. Принцип «самое дорогое – самое лучшее» тоже не всегда поможет. Безответственность медиков в большинстве случаев при неудаче лечения и даже при тяжелых осложнениях терапии тоже не способствует улучшению медицинской помощи. И речь не об уголовной ответственности при тяжких исходах, а о «легком»наказании за назначение дорогих неэффективных лекарств без показаний – назначил не то, пришлось переплатить пациенту или страховой компании, то, будь добр, компенсируй за свой счет и подумай потом трижды назначить ли дорогую ерунду.
Учет материальных возможностей пациента и цены лекарств. Бывают случаи, что врач старается назначить недорогое лечение. Но некоторые пациенты могут и обидеться, если их лечение «не самое крутое». Однако часто врачи не успевают уследить за изменением цен
Желание «не иметь проблем». Причина, по которой врачи лечат «по стандартам» и «рекомендациям свыше». Как говорят некоторые медики: «стандарты нужны для тех, кому думать некогда или думать нечем». Еще один вариант действий – рекомендовать лекарство по «действующему веществу», что в аптеке больной купит, тем и лечится, а если без толку, то врач не причем - больной какую-то ерунду или подделку купил. По этой же причине врачи рекомендации на обрывках из блокнотов (а иногда на столовых салфетках) «списки лекарств» пишут, а не выписывают рецепты с подписями и печатями (ведь рецепт – это юридический документ, подтверждающий назначенное лечение).
Желание «перестраховаться». Один из поводов назначить лишнее лекарство. По этой причине приходится нести лишние траты, а иногда и переносить неприятные побочные эффекты и лечить их. Наиболее распространенный пример – назначение антибиотиков при простуде, простудные заболевания вызывают вирусы на которые антибиотики не действуют. Этим грешат в основном детские врачи всех стран, так, согласно результатов анализа лечения, педиатры в США каждому третьему ребенку назначают антибиотики необоснованно. У нас не реже.
Осведомленность о лекарствах и их наличии. Наиболее осведомленными о лекарствах приходится быть педиатрам – родители любят перечитывать инструкции и придираться к назначению лекарств согласно возраста ребенка. Насчет основных эффектов лекарства врач обязан быть осведомлен, насчет цены и наличия хорошему врачу тоже желательно ориентироваться. Цена лекарств может сильно меняться в сторону повышения, хотя в памяти врача надолго остаются когда-то запомненные цены и соотношения цен. И иногда врачу с удивлением приходится узнать от пациента, что «хорошее и недорогое лекарство», которым сам врач пару лет назад лечился, подорожало в 10 раз, тогда как все лекарства в среднем подорожали в 2-3 раза за последние пять лет, а некоторые (за редким исключением) можно купить дешевле. Насчет наличия – иногда десяток аптек пациент обойдет и не найдет прописанного, хотя в случае с перерегистрацией или запретом оборота популярного лекарства уже в первой аптеке могут сообщить, что искать его бесполезно.
Условия отпуска лекарства. Если лекарство опускается без рецепта и покупаете за свои деньги – никаких сложностей, можно написать на любом обрывке бумаги. Есть лекарства, отпускаемые по рецепту, но правила отпуска и виды рецептов есть разные. Большинство рецептурных лекарств аптека отпустит в нарушение правил без рецепта (не боясь копеечных штрафов), рецепт потребуется на средства строгого учета или психотропные средства (здесь уже «розовый рецепт»). Прежде чем такое лекарство назначить, врач подумает трижды – нужна ли ему «лишняя писанина». Бывают случаи, когда в аптеках вдруг начинают требовать рецепты на популярные дешевые лекарства со словами «на это лекарство нужен рецепт, без рецепта продать не можем» и предлагают заменить другим лекарством – разумеется в 3-5 раз дороже и часто тоже из рецептурной группы.
Учет количества лекарств, удобства приема и пожеланий пациентов. Давно известно, но не все врачи помнят, что чем больше лекарств и чем сложнее режим приема, тем больше погрешностей в лечении. Чем меньше лекарств и чем реже их нужно принимать, тем правильней назначения выполняются, и лучше если это будет только 1 таблетка в день. Три таблетки в день забудет принять половина больных и поэтому фармацевты с каждым годом выпускают все больше «удобных» лекарств. Но многих медиков это не волнует, они утверждают, что их пациенты делают все как надо, продолжая назначать таблетки горстями, и главный их аргумент – обычные таблетки дешевле. Но что толку от дешевой таблетки, если она забыта на полке. Зато другой момент учитывают – многие больные считают: «не назначили уколов – плохо лечили», потому и «закалывают» больных, особенно в стационарах. Хотя многие лекарства одинаково эффективны при разных способах введения и таблетки в разы дешевле, легче назначить орогое лечение с большим количеством осложнений и побочных реакций, чем разъяснить отсутствие разницы. И зачем врачу переживать, не свои же деньги платит, как говорится: «любой каприз за ваши деньги».
Личное отношение к лекарству. Если врач лечился (или лечил родственников) этим лекарством и доволен эффектом, он скорее всего назначит его другим. Поэтому многие фармкомпании стараются обеспечить докторов бесплатными образцами своей продукции. Ну если возникали неприятные побочные эффекты или врач остался недоволен купленным лекарством, он скорее всего больше его применять не будет.
Материальная заинтересованность. Нередко врач может направлять пациента за покупками в конкретную аптеку получая материальное вознаграждение. Поэтому и напишет всего побольше и подороже. Похожая причина может влиять и на выбор конкретного лекарства .
Влияние рекламы и промоции фармкомпаний. Это и есть основная причина выбора лекарства большинством врачей. Сразу понятно отделим «рекламу» от «информации для специалистов». «Реклама» - это то что мы видим каждый день, информация для «неопределенного круга лиц» , для всех кто ее воспринимает и может товар купить, т.е. для потребителя. Рекламироваться могут только разрешенные к рекламированию безрецептурные лекарственные средства и БАДы (многие ЛС недавно стали БАДами, при этом их состав и эффективность не поменялись). «Информация для специалистов» - это по своей сути отраслевая реклама для более узкого круга лиц: фармацевтов и врачей. Фармацевты купят и перепродадут товар, врачи - назначат лекарство, которое не могут продать покупателям сами фармацевты, но могут его продать по назначению врача. Как бы не возражали медики, что они не подвержены «рекламе» и назначают самое нужное, показатели продаж лекарств и промоционной активности фармкомпаний показывают, что лучше всего продается то, что усиленно вдалбливается разными способами в головы врачей и больше всего навязывается рекламой в СМИ.
Заинтересованность в результате лечения. Часто врач действительно хочет быть уверен в результате лечения, по таким причинам: гуманность, желание чтобы довольный и благодарный пациент хорошо «отблагодарил» и обратился снова или не ушел к другому доктору, чтобы недовольный пациент не ушел долечиваться к другому врачу и чтобы надоедливый больной не скоро появился со своими жалобами. И хотя с учетом мнений и периодических сообщений об уровне коррупции в здравоохранении о гуманности приходится думать все реже, можно надеяться, что при активном участии общества врачи станут внимательней относиться к нуждам пациента, и медицина все-таки останется самой гуманной профессией.
|